вторник, 24 января 2012 г.

Альбер Камю-Истинный "Герой Абсурда"


Первое имя, которое приходит мне на ум, когда я слышу слово «экзистенциализм» есть имя выдающегося французского писателя, эссеиста и драматурга Альбера Камю. Человека, который впрочем, не считал себя философом, и никогда при жизни не говорил ни слова о своей принадлежности к   рядам экзистенциалистов. Но, тем не менее, человека который своим творчеством внес  один из самых весомых  вкладов в развития этого движения и его философию. Камю по праву считается одним из самых значимых фигур  в французской и европейской литературе. Он, безусловно, один из самых талантливых писателей что, когда либо, творили на земле.
Особенностью Альбера Камю, на мой взгляд, является умение очень правдиво и тонко понимать всю трагичность человеческого бытия, осознавать ту не логичность, ту иррациональность, которую человек приносит в мир своим существованием. Он отлично понимает изолированность каждой отдельной личности и то невыносимое порой чувство одиночества, которое каждый из нас несет за собой всю свою жизнь. Альбер пишет  «Во вселенной, внезапно лишенной иллюзий и света, человек чувствует себя чужаком. Он — в непоправимом изгнании … Этот разрыв между человеком и его жизнью, актером и декорациями, создает чувство Абсурда. » И действительно, мир который  мы видим,  отбросив  занавес является невыносимым и чужим для нас, мы не можем найти в нем ничего логичного. Сотни религий и философий были созданы лишь для того чтобы наполнить мир смыслом, но по сути своей это всего на всего попытки отдельных людей, или групп людей, сделать мир логичным для самих себя. Еще одно на что Камю обращает внимания в своих книгах это «равнодушие»,ярким примером тому есть Мерсо (главный герой романа «Посторонний»)..Этот человек равнодушно воспринимать весть о смерти матери, он  приезжает на её похорон, и на сердце у него нет никаких эмоций, он спокойно пьёт кофе и курит потом засыпает возле гроба. На следующий день он уже купается, загорает на пляже и заводит новую любовницу. Немного позже  к нему приходит человек, который  пользуется не лучшей репутация и по всей очевидности является сутенером  и бандитом. И человек  этот говорит «Мерсо, вы мой друг и я ваш друг»  на что главный герой равнодушно  кивает головой и говорит «Да». Так же равнодушно он выпускает  пять пуль в араба в конце книги, он  без эмоций убивает человека, который ничего плохого, по сути, ему не делал. Первые эмоции появляются у него в тюрьме, там он начинает размышлять о жизни, о смертной казни, которая его ждет. Свою  будущую смерть он воспринимает спокойно. Может показаться на первый  взгляд, что Мерсо больной человек, но на самом деле он абсолютно здоров. Просто он так же тонко как Альбер Камю чувствует  абсурдность человеческого существования, и не видит смысла для собственного. Цитата из  книги:
«Я жил так, а не иначе, хотя и мог бы жить иначе. Одного я не делал, а другое делал. И раз я делал это другое, то не мог делать первое. Ну что из этого? Ничто, ничто не имело значения. Из бездны моего будущего в течение всей моей нелепой жизни подымалось ко мне сквозь еще не наставшие годы дыхание мрака, оно все уравнивало на своем пути, все доступное мне в моей жизни, такой ненастоящей, такой призрачной жизни»

.
    Корни трагичности  Камю стоит искать в его собственной жизни, ведь почти с самого рождения  до самой смерти его жизнь насыщена   трагичными событиями. В младенчестве он потерял отца, который  погиб на первой мировой войне. Мать, которая осталась одна, вынуждена была пойти в служанки, жили они  скромно и довольно  бедно. Еще в относительно молодом возрасте Камю заболевает туберкулезом. Болезнь приносит ему много несчастье, но в то же время стимулирует его. Он пишет  «Болезнь — это крест, но, может, и опора. Идеально было бы взять у нее силу и отвергнуть слабости. Пусть она станет убежищем, которое придает силу в нужный момент. А если платить нужно страданиями и отречением — заплатим». Камю женится, но его любовью оказывается наркоманка-морфинистка, он узнает правду только через год после свадьбы  и сразу бросает её. Но  гораздо трагичней этих событий является  нелепая  и абсурдна смерть писателя. Он погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 47 лет на  пике славы. В кармане его штанов обнаружили билет на поезд, оказалось, что по пути на  электричку  домой он просто встретил знакомых, которые любезно предложили подвести его. По дороге к его дому и случилась злополучная авария.


        Но, не смотря на  трагизм и отчаяния автора, в нем так же живет невероятная любовь к жизни. Он пишет «Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни. » Взяв первый раз в руки его произведение «Бракосочетания в Типаса» я удивился, как в две страницы текста можно  втиснуть столько любви к жизни. Этой любовью здесь пропитана буквально каждое слово «Лишь одна  любовь  в этом' мире.  Сжимать в объятиях тело женщины - тоже, что  вбирать в себя  странную радость,  которая с  неба нисходит к морю.
Сейчас я  брошусь наземь и, валяясь по полыни, чтобы пропитаться ее запахом,
буду сознавать, что поступаю согласно истинной природе вещей, в силу которой
солнце светит, а  я когда-нибудь умру. В известном  смысле здесь я ставлю на карту  свою жизнь,  жизнь, согретую теплом, которое  излучают  камни, полную
вздохов моря  и стрекота цикад, которые заводят  теперь  свою песнь.  Свежий
ветерок,  синее  небо.  Я  самозабвенно люблю эту  жизнь  и  хочу безудержно
говорить о ней: она внушает мне гордость  за мою  судьбу - судьбу человека.
Однако  мне  не  раз говорили:  тут  нечем гордиться.  Нет,  есть  чем: этим
солнцем, этим морем, моим сердцем, прыгающим  от молодости, моим солоноватым
телом и необъятным простором, где  в желтых и синих тонах пейзажа сочетаются
нежность и величие.  Завоевать все это - вот на что я должен употребить все
мои силы и средства. Здесь ничто не мешает мне оставаться самим собой,  я ни
от  чего не отрекаюсь и  не надеваю  никакой маски: мне достаточно терпеливо
учиться  жить.  Это  трудная  наука,  но  она  стоит  всех формул  житейской
мудрости».


За 3  года до своей кончины, в 1957 году  Альбер Камю стает лауреатом Нобелевской премии  «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». На вручении он ведет себя скромно и читает речь про время и поколения в котором ему пришлось  провести свою жизнь, о поколении которое было покалечено  двумя мирровыми войнами(для самого Камю была и третья  война, это гражданская война в его родном Алжире)
«Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть. Это поколение, получившее в наследство изуродованную историю - смесь разгромленных революций, обезумевшей техники, умерших богов и выдохшихся идеологий. Историю, где нынешние заурядные правители, уже не умея убеждать, способны все разрушить, где разум опустился до прислуживания ненависти и угнетению, должно было возродить в себе самом и вокруг себя, основываясь лишь на собственном неверии, хоть малую часть того, что составляет достоинство жизни и смерти. Перед лицом мира, находящегося под угрозой уничтожения, мира, который наши великие инквизиторы могут навечно превратить в царство смерти, поколение это берет на себя задачу в сумасшедшем беге против часовой стрелки возродить мир между нациями, основанный не на рабском подчинении. Вновь примирить труд и культуру и построить в союзе со всеми людьми ковчег согласия. Я не уверен, что ему удастся разрешить до конца эту гигантскую задачу, но уверен, что повсюду на земле оно уже сделало двойную ставку на правду и на свободу и при случае сможет без ненависти в душе отдать за них жизнь. Оно - это поколение - заслуживает того, чтобы его восславили и поощрили повсюду, где бы то ни было, и особенно там, где оно приносит себя в жертву. И уж, во всяком случае, именно ему хотел бы я, будучи заранее уверен в вашем искреннем одобрении, переадресовать почести, которые вы сегодня оказали мне.»
Позже мир увидит полную речь, лауреата  которая, выйдет  в печать под названием "Шведские Речи"




Именно творчество было той силой, которая держала писателя на плаву той силой, которая   делала его жизнь осмысленной:
"Позвольте же мне, исполненному чувствами благодарности и дружбы, объяснить — так просто, как мне удастся, — каково оно, это мое представление. Я не могу жить без моего творчества. Но я никогда не ставил это творчество превыше всего. Напротив, оно необходимо мне именно затем, чтобы не отдаляться от людей и, оставаясь самим собой, жить точно так же, как живут все окружающие. В моих глазах творчество не является утехой одинокого художника. Оно — средство взволновать чувства как можно большего числа людей, дав им “избранный”, возвышенный образ повседневных страданий и радостей. Вот почему оно обязывает художника не уединяться, подвергает его испытанию и самыми банальными, и универсальными истинами. Бывает так, что человек избирает удел художника оттого, что ощущает себя “избранным”, но он очень быстро убеждается, что его искусство, его избранность питаются из одного лишь источника: признания своего тождества с окружающими. Художник выковывается именно в этом постоянном странствии между собой и другими, на полдороге от красоты, без которой не может обойтись, к людскому сообществу, из которого не в силах вырваться. Вот почему истинному художнику чуждо высокомерное презрение: он считает своим долгом понимать, а не осуждать. И если ему приходится принимать чью-то сторону в этом мире, он обязан быть только на стороне общества, где, согласно великому изречению Ницше, царить дано не судьбе, но творцу, будь то рабочий или интеллектуал. По той же причине роль писателя неотделима от тяжких человеческих обязанностей. Он, по определению, не может сегодня быть слугою тех, кто делает историю,— напротив, он на службе у тех, кто ее претерпевает. В противном случае ему грозят одиночество и отлучение от искусства. И всем армиям тирании с их миллионами воинов не под силу будет вырвать его из ада одиночества, даже если — особенно если — он согласится идти с ними в ногу. Но зато одного лишь молчания никому не известного узника, обреченного на унижения и пытки где-нибудь на другом конце света, достаточно, чтобы избавить писателя от муки обособленности,— по крайней мере, каждый раз, как ему удастся среди привилегий, дарованных свободой, вспомнить об этом молчании и сделать его средствами своего искусства всеобщим достоянием. Ни один из нас недостаточно велик для такого призвания. Но во всех обстоятельствах своей жизни, безвестный или временно знаменитый, страдающий в кандалах тирании или пока что наделенный свободой слова, писатель может обрести чувство живой солидарности с людьми, которое оправдает его существование — при том единственном и обязательном условии, что он взвалит на себя, насколько это в его силах, две ноши, составляющие все величие нелегкого его ремесла: служение правде и служение свободе. Поскольку призвание художника состоит в том, чтобы объединить, возможно, большее число людей, оно не может зиждиться на лжи и рабстве, которые повсюду, где они царят, лишь множат одиночества. Каковы бы ни были личные слабости писателя, благородство нашего ремесла вечно будет основываться на двух трудновыполнимых обязательствах — отказе лгать о том, что знаешь, и сопротивлении гнету. "



Его перо  подарило нам такие шедевры мировой литературы как романы: "Чума","Посторонний","Падения",Счастливая смерть".Драмы  :"Калигула","Бесы" и замечательные философские трактаты "Бунтущий Человек" и "Миф о Сизифе".Кто еще не знаком с работами писателя, рекомендую начать с романа "Посторонний" этот роман  без сомнения лучшим образом характеризует   творчество  данного автора.

Кроме того что Камю был талантливым писателем и драматургом, он был искренним и действительно  достойным человеком. Для многих он стал примером человеческой храбрости и человеческой совести. В время войны он вел активную деятельность в Французском "Сопротивлении". Стал членом подпольной организации «Комба».С 1943 года начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. В том же году начинает работать в издательстве «Галлимар». Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу».Альбер до конца жизни оставался верным  самому себе и  тем вещам в которые верил. В одном из своих трактатом Камю пишет
"Я знаю о возможности сделки: можно жить в свое время и верить в вечное. Это называется «принимать». Но я питаю отвращение к сделкам, я требую: все или ничего".
    Для Камю  смыслом жизни есть красота, про которую он пишет "Красота — это вечность, длящаяся мгновение ".Так же он говорит что красота и свобода единственные его заботы. В этих вещах он видит смысл существования. Люди могут сами создавать смысл своей собственной жизни, который может и не быть объективным смыслом жизни, но всё же давать что-то, за что можно бороться. Однако он настаивал, что человек всегда должен поддерживать ироничную дистанцию между этим изобретённым смыслом и знанием об абсурде, чтобы этот выдуманный смысл не занял место абсурда. Камю выдвинул идею «принятия без смирения» и вопрос о том, может ли человек «жить не уповая», определяя «осознанный протест» против избегания абсурдности в мире. В мире, лишенном высшего смысла или судейской загробной жизни, человек становится абсолютно свободным. Именно через эту свободу человек может действовать либо как мистик (через обращение к некой сверхъестественной силе) либо как «герой абсурда» (через протест против такой надежды). Альбер Камю  как раз и являет собой пример человека, который является настоящим "Героем Абсурда"